МБДОУ Ядрышниковский детский сад №26
|
Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДОВ связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям. Основой образовательного процесса является планирование. Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания. Эффективность образовательного процесса в ДОО во многом зависит от качества его планирования. Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации? Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, представленные разными авторами. Планировать – составлять, разрабатывать планы, проекты, размечать какое-либо место, пространство под что-либо в соответствии с планом (Советский энциклопедический словарь). Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов. Это защита от однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников. Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать. Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя. Это документ, по которому работают два сменных педагога. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. В первую очередь, воспитатели ориентируются на интересы группы, на то, чем живут ее воспитанники. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий: · объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; · выделение целей и задач планирования на определенный период работы; · соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией; · учет приоритетных направлений ДОО; · четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; · выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат; · учет специфических особенностей возрастной группы; · учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; · уровень профессиональной компетентности педагогов. Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО. В практике нашего дошкольного учреждения сложилась своя система планирования воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО. Именно она, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях стандартизации. Сегодня считается, что комплексно-тематическое планирование является наиболее актуальным и эффективным при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Именно этот принцип и взят нами за основу. Педагоги нашего ДОУ уже знают, что прежде чем приступить к планированию, им необходимо: · провести проблемно-ориентированный анализ своей работы; · выбрать эффективные методы и приемы, ориентированные на достижение прогностических результатов; · определить формы учета и контроля качества организации целостного образовательного процесса; · использовать эффективные пути сотрудничества с родителями, формируя при этом мотивацию к повышению качества образовательных отношений. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: · обеспечивать принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; · основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; · включать интеграцию всех образовательных областей; · обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; · содержать цели при организации детских видов деятельности; · соблюдать учет возрастных и психолого-педагогических основ дошкольной педагогики. Дети становятся соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду. Вот что сегодня является основой планирования. Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый. Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. А далее - наступает очередь совместного планирования двух воспитателей. Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из четырех разделов, каждый из которых наполняется содержанием в соответствии с тематическим периодом: «Задачи и интеграция образовательных областей», «Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды», «Деятельность детей», «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами». Тематический период определяется интересами и предпочтениями детей, возможно сезонными явлениями, традициями группы или детского сада, праздниками и событиями, отраженными в Программе. Обязательно определяется ведущая образовательная область и ее интеграция с другими областями. Планируются задачи тематического периода по каждой образовательной области. Далее, планируется работа по организации, насыщению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Здесь воспитателем учитываются все возможные условия и усилия коллектива детского сада, родителей и партнеров с учетом тематической направленности, специфики группы, интересов и потребностей детей, зоны их ближайшего развития. В разделе «Деятельность детей» отражаются все виды детской деятельности, позволяющие объединить их вокруг темы, сделать их интересными, максимально полезными для детей. В разделе «Сотрудничество с родителями, социальными партнерами» планируются современные и инновационные формы работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОО плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом Стандартов, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей. Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности: · организованная; · совместная; · самостоятельная Обязательно прописывается цель всей проводимой деятельности с детьми, формы работы, а также предполагаемая самостоятельная деятельность детей. И ещё: чтобы план был целостным и системным, мы предлагаем воспитателям циклограмму воспитательно-образовательного процесса в соответствии со Стандартом. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями группы совместно на неделю на основе предложенной циклограммы. В циклограмме отражается первая и вторая половина дня, указаны формы организации деятельности: · Совместная образовательная деятельность взрослого и детей через организацию различных видов детской деятельности; · Непосредственно образовательная деятельность с детьми (согласно расписанию); · Организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; · Индивидуальная работа; · Самостоятельная деятельность детей; · Прогулка (наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность); · Сотрудничество с родителями по реализации ООП ДО. Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст воспитателю системность и последовательность в работе, творчески подходить к отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность. Позволит наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день. А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду. 5 ноября 2019 в 20:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.